Технологии ДО

В этом разделе представлена информация о дистанционном обучении и его особенностях.

1. Понятие о дистанционном обучении

Дистанционное обучение как технология обучения возникло относительно недавно и обязано своим появлением средствам новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение является современной универсальной технологией профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию.

Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей. Система ДО позволяет обучающемуся получить как базовое, так и дополнительное образование по его основной деятельности.

2. Особенности технологии дистанционного обучения

1)  Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и строго контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента/слушателя, который может учиться в удобном для себя месте и в удобное время, имея при себе набор (кейс) средств обучения (методические указания, учебные пособия и учебники, аудиокассеты с установочными лекциями и т.п.)

В процессе дистанционного обучения студент/слушатель определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно-методические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами/слушателями "виртуальной" учебной группы.

2)   При дистанционном обучении учащиеся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью электронной почты и прочих технологий Интернет.

При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего – сочетание различных технологий). При этом использование каждой технологии зависит от целей и задач, стоящих перед дистанционным курсом.

Например, традиционные средства обучения на печатной основе используются для знакомства учащихся с новым учебным материалом, интерактивные средства обучения обеспечивают общение в режиме реального времени (аудио и видео конференции), а также отправку сообщений, обратную связь с учащимися и постоянные контакты между учащимися одной группы ( компьютерные конференции и электронная почта) .

3. Интерактивность – основа дистанционного обучения

Ключевым словом дистанционного обучения является интерактивность – постоянное систематическое взаимодействие обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой в учебном процессе.

В заочном обучении интерактивность эпизодическая (только во время сессии!).

При дистанционном обучении интерактивность постоянно реализуется на двух уровнях:

на уровне взаимодействия обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой (средствами интернет-технологий);

на уровне взаимодействия обучаемых с используемыми ими средствами обучения, в основном электронными средствами.

Например, тексты курсов, примеры, упражнения могут быть интерактивными в том смысле, что могут тут же предлагать необходимые иллюстрации, дополнительную информацию, менять формат, давать ссылки на другие сайты и т.д. Если студент заинтересуется каким-то вопросом, он может даже не обращаться к преподавателю, а выйти самостоятельно на интересующий его сайт и получить нужную ему информацию.

Есть уровни интерактивности компьютерных телекоммуникаций, зависящие от способа обмена репликами в диалоге:

самый интенсивный уровень интерактивности — диалог в режиме реального времени (чат). При работе в этом режиме все участники диалога подключены к сети, и время между отправлением сообщения и его приемом адресатом измеряется секундами.

наименее интенсивный уровень интерактивности – диалог в асинхронном пакетном режиме, при котором адресат сам инициирует получение пакета сообщений, не имея дополнительных средств оповещения о конкретном полученном сообщении. В этом случае предусматривается промежуточное хранение сообщений в электронном почтовом ящике. Адресат устанавливает для себя периодичность проверки своего почтового ящика, от которой и зависит общая скорость обмена репликами в диалоге.

между этими крайними уровнями интерактивности имеются некоторые смешанные варианты : например, абонент может вести диалог с программой в режиме реального времени, а затем ответы получать на свой почтовый ящик; или диалог между абонентами ведется с помощью почтовых ящиков, но способ подключения некоторых из них обеспечивает оповещения о конкретном полученном сообщении.

4. Преимущества обучения с применением дистанционных технологий

В классическом обучении основной формой передачи информации от преподавателя к студенту служит «систематическое изложение учебного материала» в виде лекций, а остальные формы представлены в меньшей степени.

В дистанционном же – интерактивное самообучение студента с помощью специально подготовленных компьютерных программ, аудио- и видеоматериалов, учебных пособий и т.д.

Таким образом, студент в процессе обучения занимает более активную позицию, что влечет за собой большую эффективность усвоения материала, а также более экономное использование времени учащегося, так как учебный процесс проходит в удобном для него месте, в удобное время и в удобном, а значит, и более эффективном режиме.

Как отмечают специалисты в области образования [1-3], бесспорными преимуществами дистанционного обучения являются:

более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения (см. рис);

возможность одновременного обучения по нескольким специальностям;

возможности параллельного обучения в российском и зарубежном вузах; независимость студента от географического расположения вуза;

одновременный охват большого количества обучаемых;

возможность обучения без отрыва от работы;

возможность получения высшего образования для таких социальных групп, как нетрудоспособные и инвалиды, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, военнослужащие и члены их семей, лица, находящиеся в длительных командировках и т.д.;

возможность обучения по собственному графику в период между сессиями;

возможность сразу же применить свои знания на практике.

Эксперименты подтвердили, что содержание и структура учебных курсов, равно как и преподавание, при дистанционном обучении зачастую намного качественнее, чем при традиционных формах обучения.

5. Модели дистанционного обучения: e - learning и b - learning ?

«e-learning (досл. — электронное обучение) — это обучение с помощью Интернета и мультимедиа». Такое определение дали ему когда-то специалисты ЮНЕСКО. Но сегодня технологии стремительно развиваются и для е-learning используются электронная почта, Internet-форумы, Internet-сообщества , видеолекции, видеоконференции, case study , онлайн-тестирование, онлайн-консультирование, экспертные системы и т.п.

e- learning –– процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса.

b -learning — это смешанное обучение, объединение очного и виртуального сценариев, ставшее основной формой взаимодействия преподавателя и учащегося. В данном случае присутствует электронная компонента образования, то есть компьютер, Интернет, информационные технологии, а также классическая форма передачи знаний по принципу «человек—человек».

В ИОДО ЮУрГУ используются обе модели дистанционного обучения:

е-learning – для обучения слушателей на курсах дополнительного образования

b -learning – для обучения студентов при получении высшего профессионального образования

См. также:

1. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М.В.Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004. – 216 с.

2. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

3. Волов В.Т., Сопов В.Ф., Капцов А.В. Психологический мониторинг в дистанционном образовании Самара: Изд-во Самарского гос. пед. университета, 2000 г . 231 с.